Топ-100

Самое важное о работе нашей памяти?

Память – важнейшая составляющая человеческой личности. Она связывает нас с прошлым, дает возможность анализировать накопленный опыт, саморазвиваться, получать и обрабатывать информацию из окружающего мира, строить планы на будущее.

Способность запоминать информацию лучше всего развита у человека, но она присуща всем без исключения высшим животным. Уверенно можно утверждать, что память – одно из важнейших эволюционных достижений, которое способствовало усложнению поведения живых организмов, совершенствуя при этом их мозг.

Память человека, ее виды и основные особенности – объект внимательного изучения ученых. На заре развития науки данное понятие было больше философским, сегодня же ее изучением занимаются психологи, биологи, физиологи, физики и математики. Существуют множество теорий памяти, к сожалению, в настоящее время мы не слишком хорошо понимаем физиологические механизмы, лежащие в ее основе.

Какие бывают виды памяти? Чем они отличаются? Как происходит обработка информации в человеческом мозгу?

какая бывает память у человека

Как работает человеческая память?

Память – комплекс познавательных функций и способностей, которые связаны с накоплением, хранением и дальнейшим воспроизведением информации.

Психология ставит запоминание в один ряд с такими важнейшими когнитивными процессами, как восприятие, мышление, ощущение. Она неразрывно связана со способностью индивида прогнозировать собственное будущее, его самоидентификацией, обучением.

В основе работы разных видов памяти у человека лежат сходные процессы. Всего их четыре:

  • запоминание;
  • воспроизведение;
  • сохранение;
  • забывание.

С точки зрения физиологии, запоминание информации – это процесс образования связей между нейронами. Как правило, при запоминании образуются ассоциации новых данных с опытом, который уже записан в сознании человека.

Сохранение – перевод полученных данных в долговременную память, где они теоретически могут храниться бесконечно долго. Многими знаниями, полученными в детстве и юности, человек пользуется всю жизнь. Считается, что основа долговременной памяти являются изменения в самих клетках, хотя этот вопрос изучен недостаточно.

Воспроизведение – это извлечения необходимой информации. Сделать это не всегда бывает просто – нашему сознанию доступна только часть долговременной памяти. Есть множество разных техник, которые позволяют облегчить индивиду доступ к разным видам памяти.

Забывание – процесс обратный сохранению информации, однако на самом деле они связаны и дополняют друг друга. Ежесекундно мозг получает гигантское количество информации, большая часть из которой не нужна человеку. Поэтому стирание и забывание – это естественный процесс, позволяющий своевременно избавляться от лишних данных.

Часть воспоминаний вытесняется на нижние уровни долговременной памяти, откуда практически никогда не извлекается.

Физиологические основы памяти

Память бывает разная. Долговременные воспоминания формируются путем образования новых связей между нервными клетками. Таким образом информация о каком-либо событии создает новый комплекс совозбужденных нейронов – нейронную сеть.

При запоминании любых данных меняется способность нервных клеток возбуждаться и проводить электрический сигнал. На клеточном уровне эти процессы сопровождаются изменениями в синтезе белков, от которого зависит чувствительность клеточных мембран к медиаторам.

Ученые установили, что в процессе обучения в нервных клетках увеличивается количество ферментов, связанных с работой нуклеиновых кислот. Есть гипотеза, что нуклеиновые кислоты также участвует в процессе запоминания и даже способна передавать некоторые навыки потомкам.

какие виды памяти бывают у человека

Виды классификации памяти

В психологии существует разные типы классификации памяти, их очень много. В основе каждой из них лежит собственный критерий. Например, в зависимости от канала, по которому к нам приходит информация, память бывает:

  • зрительная;
  • обонятельная
  • аудиальная;
  • моторная;
  • болевая;
  • вкусовая.

Исходя из содержания информации, выделяют такие виды памяти:

  • эмоциональная;
  • моторная;
  • топографическая;
  • социальная;
  • образная.

В зависимости от длительности хранения данных бывают виды памяти:

  • ультракратковременная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

По степени осознанности запоминания выделяют следующие виды памяти:

  • непроизвольная;
  • произвольная.

Существует классификация, основанная на организации запоминания. Согласно ей, выделяют виды памяти:

  • семантическая;
  • процедурная;
  • эпизодическая.

Память может быть направлена не только в прошедшее время, но и в грядущее. На этом парадоксе основана еще одна классификация. Согласно ей, бывают два основных вида памяти:

  • проспективная;
  • ретроспективная.

В первом случае человек направляет свои воспоминания на намерения и планирование будущего. Иногда в особый тип выделяют память автобиографическую. Это набор человека воспоминаний о себе и о событиях, которые когда-то с ним происходили.

Несмотря на такое многообразие типов, память у человека представляет собой единую целостную сущность. А различные классификации придуманы больше для удобства работы исследователей.

Целостность памяти можно проиллюстрировать умением человека кататься на велосипеде. В этом процессе органично сочетаются разные типы памяти: моторная, семантическая (понятие о велосипеде и его устройстве) и автобиографическая (воспоминания о факте обучения).

Развитие памяти у индивида зависит от его индивидуальных особенностей, образа жизни, умений, состояния здоровья, как психического, так и физического.

Рекомендуем к прочтению — Как сохранить остроту ума и отличную память в любом возрасте? читайте тут 

Виды памяти по характеру психической активности

Данная классификация была предложена выдающимся советским психологом Блонским еще в 1964 году. Он предположил, что у человека есть четыре вида памяти по характеру психической активности: образная, эмоциональная, двигательная и словесно-логическая.

По мнению ученого, они находятся в тесном взаимодействии и образуют единое целое, но появляются в ходе индивидуального развития не одновременно, а последовательно. Сначала формируется двигательная память, затем – эмоциональная и образная, словесно-логическая память возникает самой последней, гораздо позже, чем остальные типы.

Моторная

Двигательной или моторной памятью называют способность человека запоминать, сохранять, а затем повторять те или иные движения. Она чрезвычайно важна как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности. Можно уверенно сказать, что данный вид памяти – основа для развития большинства практических навыков.

Моторная память развивается у человека сразу после рождения – с первых дней жизни ребенок начинает осваивать движения, которые потом используются на протяжении всей жизни. Этот вид памяти отлично развит у спортсменов, музыкантов, у представителей любых профессий, где нужно с высокой точностью воспроизводить сложные движения.

Двигательная память является непроизвольной. Сознанию не нужно каждый раз давать команды на выполнение того или иного движения. «Руки помнят», – обычно так говорят о проявлениях моторной памяти.

Данный вид памяти редко бывает доминирующим, хотя подобные случаи известны науке.

Эмоциональная

Эмоциональная память связана со способностью человека запоминать яркие и сильные чувства, пережитые эмоции. Они, как и зрительные или звуковые образы, также способны оставлять воспоминания, которые возвращаются под действием какого-нибудь события или ситуации.

Данный вид памяти был описан еще Станиславским и занял видное место в его знаменитой системе.

В психологии данный вид памяти считается важнейшей составляющей личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции и чувства сильно влияют на его поведение. Они способны побуждать индивида на совершение каких-либо действий или удерживать от них.

Эмоциональная память позволяет человеку накапливать жизненный опыт, потому что считается прочнее других. Пережитые чувства и эмоции делают воспоминания ярче, окрашивая их в негативные или позитивные «цвета». В создании эмоциональных воспоминаний принимают участие гормоны надпочечников – адреналин и норадреналин, которые не участвуют в формировании других видов памяти.

Образная

Образная память способна формировать образы предметов и явлений, на основе информации, полученной от органов чувств. Они могут иметь разный характер, быть зрительными, осязательными, слуховыми или вкусовыми.

В образной памяти находится самая значительная часть наших воспоминаний. Можно сказать, что весь полученный человеком опыт фиксируется в его сознании в виде различных образов. Благодаря этому виду памяти мы различаем предметы, других людей, явления природы.

Образную память можно назвать субъективной. Нередко наши представления о предмете или человеке сильно расходятся с его реальным содержанием. Кроме того, если говорить про особенности образов, то следует упомянуть их неустойчивость, фрагментарность, бледность.

Данный вид памяти нередко доминирует у людей с выраженными психическими расстройствами: аутизм, шизофрения.

Рекомендуем к прочтению — 7 Нейромедиаторов, которые приведут жизнь в порядок.

Словесно-логическая

В психологии словесно-логическая память считается исключительно «человеческой». Она сохраняет информацию в виде абстрактных вербальных понятий и чисел. Запоминать слова могут и другие животные, но для них это всего лишь набор звуков, не связанный с каким-либо понятием или смыслом.

Словестно-логическая считается ведущей по отношению к другим видам памяти: образной, эмоциональной, моторной. Она неразрывно связана с речью и логикой. С ее помощью человек может анализировать данные, искать в них связи, классифицировать.

Информация фиксируется на основе ассоциаций, которые отображают ее самые важные составляющие. Словестно-логистическая память хорошо работает, когда нужно запомнить не какие-то отрывочные сведения, а комплексные конструкты, имеющие четкую и логичную структуру.

Виды памяти по характеру целей запоминания

Работа памяти сильно зависит от того, есть ли у человека сознательное желание запомнить ту или иную информацию. Виды памяти по способу запоминания бывают двух видов: произвольная и непроизвольная.

В первом случае запоминание происходит благодаря волевому усилию человека. Типичным примером произвольной памяти может служить подготовка к экзамену или докладу. Качество запоминания в данном случае зависит от мотивации, цели человека и качества его памяти. Существуют специальные техники, позволяющие усваивать больший объем информации.

Произвольная память нередко используется в тех случаях, когда нужно сохранить важную, но не слишком интересную для индивида информацию.

Непроизвольное запоминание происходит без волевых усилий человека – то есть, отсутствует специальная задача оставить информацию в памяти. Это не означает, что подобная информация усваивается хуже. Иногда случайно услышанная фраза или зрительный образ остается в памяти человека на долгие годы. Но для этого информация должна иметь яркий эмоциональный окрас, быть полезной для индивида, иметь связь с его увлечениями или профессиональной деятельностью.

Но чаще непроизвольное запоминание приводит к быстрому стиранию информации.

какая бывает память у человека перечисление

Виды памяти по продолжительности сохранения информации

Важнейшая характеристика памяти – это срок хранения информации клетками головного мозга. По этом критерию в психологии и физиологии выделяют краткосрочную, долгосрочную, оперативную и сенсорную память.

Сенсорная

Каждую секунду человеческий мозг получает от органов чувств огромное количество информации об окружающем мире. Суммарно все сенсорные системы человека могут формировать поток данных со скоростью 11 млн бит в секунду. Большая часть этих данных является абсолютно лишней, поэтому она даже не отправляется на хранение, время ее жизни исчисляется секундами.

При необходимости поступающая информация может в дальнейшем переносится в кратковременную, а затем и в долговременную память. Следственно, сенсорную память можно рассматривать, как первый этап запоминания. В настоящее время лучше всего изучена работа зрительной и слуховой сенсорной памяти.

Оперативная

Оперативная память имеется не только в смартфонах или компьютерах, есть она и в человеческом мозге. Это своего рода промежуточное хранилище, в котором информация хранится недолго. Обычно она используется для выполнения определенных операций, после чего данные из оперативной памяти стираются.

Например, при чтении очень длинного предложения необходимо четко запомнить его первую часть. Аналогичные действия приходится выполнять и во время написания текста. Еще один пример – выполнение сложного арифметического действия, которое необходимо проводить по частям. В этом случае промежуточные данные удерживаются в памяти до получения конечного результата.

Информация из оперативной памяти иногда переносится в долговременную, но такое случается редко.

Кратковременная и долговременная

Важнейшие виды памяти у человека – это кратковременная и долговременная. Именно они позволяют обрабатывать и удерживать значительные объемы информации.

Физиологи считают в основе этих видов памяти человека лежат различные механизмы. Кратковременная работает за счет образования новых электрических связей между нейронами, а при долговременной в клетках мозга происходят структурные изменения, связанные с синтезом новых химических веществ.

Кратковременная

Кратковременная память отличается очень небольшим сроком хранения данных. В нее попадают воспоминания из долговременной памяти, а также информация из сенсорной памяти. Сознание видит содержимое кратковременной памяти и может работать с ним.

В этом хранилище происходит первичная обработка поступающих данных – мозг решает, что делать с ними дальше. Время нахождения информации здесь крайне мало – обычно оно не превышает тридцати секунд. Что необходимо человеку, переносится в долговременную память.

Мы можем сознательно влиять на этот процесс, заостряя внимание на тех или иных сведениях. Для мозга это является признаком их полезности. Поэтому так важна способность к концентрации внимания, без него старая информация просто будет выбрасываться и замещаться новой. Также сохранить содержимое кратковременной памяти позволяет повторение.

В целом же, объем этого хранилища очень мал. Существует классическая работа известного психолога Джорджа Миллера, в которой он доказал, что человек может одновременно удерживать в кратковременной памяти 7±2 объекта. Согласно современным исследованиям, ее объем еще меньше и составляет всего 4-5 объектов. Он может быть увеличен с помощью специальных упражнения и мнемонических техник.

Кратковременная память очень важна для человека. С ее помощью происходит постоянное отсеивание ненужной информации, в долговременное хранилище отправляется только потенциально полезные данные.

Если сведения плохо зафиксированы в кратковременной памяти, то в долговременную они, скорее всего, попадут в поврежденном виде.

Долговременная

Долговременная память – основное хранилище информации нашего мозга. Ее можно сравнить с жестким диском компьютера. Правда, работает она несколько иначе.

Если кратковременная память имеет ограничения, но полностью доступна сознанию, то долговременное хранилище сберегать информацию неопределенно долго. Например, на протяжении всей жизни человека. Правда, далеко не все сведения, находящиеся в этом хранилище, можно быстро и легко получить.

Долговременная память сложна и имеет потрясающие характеристики. Некоторые люди могут запоминать просто огромный массив информации, другие жалуются на невозможность усвоить даже небольшое количество сведений. На самом деле, любой человек с помощью специальных упражнений может развить этот тип памяти.

Считается, что долговременная память имеет три зоны с разными характеристиками. Первую из них можно назвать активной. Здесь содержится сведения, которые используются в повседневной жизни регулярно. Поэтому получить доступ к ним достаточно легко. Во второй зоне находится латентная информация – например, знания иностранных языков. Чтобы получить доступ к ней, необходимы определенные подсказки. Извлечь данные из третьей зоны наиболее сложно.

Иногда человек знает, что обладает сведениями о том или ином вопросе, но вспомнить их не в состоянии. В целом, принцип работы этой памяти прост: чем чаще используется информация, тем легче она вспоминается.

Долговременную память делят на:

  • имплицитную;
  • эксплицитную.

К первой группе относится скрытая в бессознательном информация, которую человек не осознает и не может использовать по своему желанию. Ко второй – сведения, доступные индивиду в любой момент.

В формировании долговременной памяти участвуют разные участки головного мозга. Вероятно, значительную роль в этих процессах играет гиппокамп – ученые считают, что именно в нем происходят процессы преобразования кратковременной памяти в долговременную.

Не менее важен для ее формирования сон – одной из его функций является обработка и систематизация информации. Уменьшение количества сна и ухудшение его качества приводит к ослаблению памяти.

Рекомендуем к прочтению — Повышаем уровень интеллекта: 10 способов сделать ум гибким, а реакцию быстрой.

Нарушения памяти

Память – одна из главных составляющих психики человека, поэтому ее нарушения приводят к тяжелым последствиям. В психологии под нарушениями памяти понимают состояния, при которых индивид не способен нормально запоминать, сохранять или воспроизводить информацию, полученную из окружающего мира.

Любопытно, что основную информацию про виды памяти у человека и их работу мы получили при изучении патологических состояний. Причины нарушения процессов запоминания и воспроизведения информации может быть множество. Их делят на три основные группы:

  • Гипомнезия или ослабление памяти. Данная патология может проявляться в разных формах, от незначительного ухудшения процесса запоминания до полной амнезии. Причины гипомнезии также различны. В их число входят заболевания, травмы, сильные стрессовые ситуации. Легкая форма патологии – весьма распространенное явление, она может приводить к значительному ухудшению качества жизни человека. Гипомнезия может быть прогрессирующим процессом.
  • Гипермнезия или обострение памяти. Подобная аномалия наблюдается гораздо реже по сравнению с ослаблением памяти. Слишком хорошая память – не всегда благо. Люди с такой патологией не могут избавиться от лишней или ненужной информации. Причины гипермнезии и механизмы ее развития пока изучены наукой недостаточно.
  • Парамнезия. Это патологическое расстройство памяти, при котором у человека возникают искаженные или ложные воспоминания. Обычно оно сопровождается смешением прошлого и настоящего, воображаемого и реального.

Нарушения памяти часто возникают при тяжелых психических заболеваниях. Например, это один из характерных симптомов шизофрении.

Также к потере памяти может привести инсульт. Часто после него больной не может вспомнить целые этапы своей жизни. Иногда кровоизлияние в мозг приводит к полной амнезии, правда, подобные случаи происходят довольно редко. Бывает, что инсульт вызывает повреждения определенного вида памяти человека – например, ухудшается краткосрочное запоминание или извлечение информации. Правда, после реабилитации функции мозга, как правило, возвращаются в норму.

Распространенной формой нарушения памяти является детская амнезия. При этой патологии человек теряет воспоминания нескольких первых лет жизни.

Часто процессы запоминания ухудшаются у людей пожилого возраста. В первую очередь это связано с нарушениями мозгового кровообращения и обменных процессов в тканях мозга. Наиболее известной и опасной патологией подобного рода является болезнь Альцгеймера.

В целом же, на ухудшение памяти жалуются от 50 до 75% пожилых людей. Данный процесс протекает постепенно: сначала нарушается работа кратковременной памяти, потом – долговременной. Без своевременного и адекватного лечения у больных развивается старческая деменция.

Нарушения памяти нередко сочетаются с другими видами психических патологий. Они образуют несколько распространенных синдромов:

  • Корсаковский синдром. При этой патологии у пациентов страдает способность к запоминанию текущих событий. Другие функции головного работают нормально или же страдают незначительно, поведенческие нарушения также отсутствуют. Причиной синдрома обычно является злоупотребление алкоголем, травмы или опухоли мозга.
  • Деменция. Значительное нарушение всех видов памяти. Это заболевание разрушает целостность личности, способность к абстрактному мышлению. Деменция обычно развивается у пожилых людей. Причина – возрастные изменения головного мозга.
  • Синильные нарушения. Данная патология также наблюдается у людей преклонного возраста. Однако, в отличие от деменции, при этом синдроме страдает только память, другие функции головного мозга не обычно нарушаются.
  • Метаболические энцефалопатии. Подобные патологии возникают при тяжелых отравлениях и гиповитаминозах, хронической недостаточности работы печени, легких и почек. При устранении причины заболевания возможно полное излечение и восстановление функций памяти.
  • Психогенные нарушения. Обычно их вызывают тяжелые и затяжные депрессии. В таких случаях ухудшение памяти сочетается с потерей работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При излечении депрессии память обычно полностью восстанавливается.
  • Преходящие нарушения. Это кратковременные нарушения работы памяти, которые сопровождаются потерей воспоминаний об ограниченном промежутке времени. Другие функции мозга не нарушаются. Подобные патологии возникают в результате тяжелых травм, алкоголизма, эпилепсии.

Здоровый образ жизни играет ведущую роль в сохранении нормальной работы памяти.

Чтобы дожить до преклонных лет в «твердой памяти», следует отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, не запускать различные соматические заболевания, регулярно проходить обследования. Также важен позитивный психологический настрой, регулярные интеллектуальные нагрузки и высокая социальная активность.

Не забывайте о нормальном режиме дня, полноценном отдыхе и здоровом питании. Очень важна продолжительность сна. Она должна быть не менее 7-8 часов – ведь именно ночью в мозгу происходят важнейшие процессы обработки информации.

Проблема памяти в психологии

Феномен памяти настолько важен для понимания человеческой личности, что к его изучению приложили руку самые маститые психологи. Благодаря этому сегодня мы имеем большое количество моделей работы памяти.

Есть простые концепции, в которых память человека делится на кратковременную и долговременную. Однако существуют и более замысловатые варианты. Так, например, Крейк и Локхарт в 1972 году предположили, что время хранения информации в мозгу человека зависит от уровня ее обработки. Чем он глубже, тем дольше сберегаться будут данные.

Карл Юнг полагал, что основная функция памяти – связь сознания с бессознательным, причем как с личным, так и с коллективным. Согласно его модели, воспоминания, образы, эмоции уходят в подсознание и могут подниматься оттуда, если уровень их психической энергии достигает определенного порога.

В различных направлениях психологии существуют собственные теории запоминания и обработки информации. Наиболее известными и популярными являются следующие:

  • Ассоциативная. Ее приверженцы ставят на ключевое место в работе памяти ассоциацию между различными психическими явлениями. Согласно этой теории, именно с их помощью происходит запоминание и воспроизведение информации. В ходе исследований были установлены закономерности формирования подобных ассоциаций. Правда, данная теория не способна объяснить, почему одни ассоциации хорошо запоминаются, а другие – нет.
  • Бихевиористическая. Последователи данной теории считают, что главное для развития памяти – это специальные упражнения, которые способствуют закреплению информации. Подобные тренировки очень напоминают процесс выработки любых двигательных навыков. Их успешность зависит от правильности выполнения упражнений, соблюдения интервалов между ними, а также от индивидуальных особенностей человека.
  • Когнитивная. Память в данной теории воспринимается, как сложный комплекс, состоящий из различных процессов переработки данных. Одни блоки распознают виды информации, другие – строят когнитивные карты, которые сортируют ее, третьи – удерживают данные на протяжении определенного времени.
  • Деятельностная. В этой теории память рассматривается в качестве связующего звена человека с окружающим миром. Наш мозг, используя синтез, анализ, перегруппировку и выделения отдельных сигналов, создает особый образ или представление о реальности.

Это далеко не полный перечень различных теорий работы памяти, их полное перечисление способно занять много времени.

История изучения памяти

Человека с древнейших времени интересовало, как работает его память. Они задавались вопросом, почему одни люди могут запоминать значительные объемы информации, а другие – вынуждены довольствоваться куда более скромными способностями. Первоначально над этим вопросом раздумывали философы, эзотерики, шаманы.

Если говорить кратко, то целостная картина процесса запоминания информации впервые появилась у древних греков. Сейчас их представления нам кажутся дикими и наивными, но следует понимать, что в то время люди не имели представления о работе человеческого мозга.

Так, например, греческий философ Парменидес в VI веке до новой эры полагал, что память – смесь жары и холода, света и тьмы. Если эту смесь не трогать, то память у человека будет идеальной. При взбалтывании происходит ее ухудшение – забывание полезной информации.

Несколько позже еще одну теорию памяти предложил знаменитый Диоген. Он полагал, что запоминание – это распределение окружающего воздуха в теле человека. Если оно равномерно – то у человека прекрасная память, при нарушении гармонии память ухудшается.

Первую более или менее внятную гипотезу происхождения памяти предложил Платон. Он сравнил ее с восковой дощечкой, которые тогда использовали для письма. Ученый полагал, что опыт человека записывается в памяти, как письмена отпечатываются на слое воска. Со временем воск истирается, и доска опять становится чистой. По его мнению, аналогично происходит и с воспоминаниями человека. Сначала они четкие, но очень скоро бледнеют, а потом и вовсе исчезают.

Данная теория получилась настолько удачной и наглядной, что до сих пор имеет последователей в различных оккультных и околонаучных кругах.

Вопросом памяти интересовался и Аристотель. Этот выдающийся философ приписывал все функции мозга сердцу, и запоминание не стало исключением. Он предположил, что за процесс появления воспоминаний отвечает движение крови. А забывание – это замедление тока крови. Несомненным достижением Аристотеля стало введение научной терминологии психических процессов.

Великий врач Гален полагал, что за память отвечает мозг, а ее носителем являются «животные» жидкости, выделяемые этим органом. В данном случае огромный авторитет Галена среди средневековых медиков сыграл злую шутку – его ошибочная концепция стала основной почти на полторы тысячи лет, и полностью затормозила процесс познания.

Церковные философы вообще считали память нематериальной субстанцией, которая является производной не тела, а бессмертной души.

Так продолжалось практически до XVII века. Даже великий Декарт в целом поддерживал взгляды Галена. Первую научную теорию памяти создал английский ученый Гартли. Он полагал, что новые впечатления, эмоции, предметы и люди создают в теле человека определенные вибрации. Если человек видит их вновь, то вибрации возникают быстрее.

Первые подвижки в изучении процессов запоминания произошли только в XIX веке. Однако настоящая революция случилась только в XX столетии. Она была связана с быстрым развитием физиологии, биологии и других естественных наук.

Еще в 80-е годы XIX века немецкий ученый Эббингауз предложил метод отделения памяти от других процессов мышления. Благодаря его методу удалось определить примерный объем информации, которую может усвоить человек.

Примерно в это же время немецкий психиатр Крепелин занялся изучением нарушений памяти у больных с психическими патологиями, а психолог Мюллер – заинтересовался процессами закрепления воспоминаний у человека.

В начале XX века американский ученый Торндайк впервые исследовал формирование воспоминаний у животных. Огромный толчок изучению памяти дали труды российского академика Павлова. Его учение о высшей нервной деятельности определило движение научного прогресса на десятилетия вперед.

В 20-е годы первое систематическое исследование памяти у детей осуществил советский психолог Выготский. Он доказал, что запоминание – это форма сложный психической деятельности, проследил его основные этапы. Примерно в этот же период появились научные работы, которые отвечали на вопрос, какая бывает память у человека.

Советские исследователи Смирнов и Зинченко работали над изучением процессов непроизвольного запоминания.

Вторая половина прошлого столетия дала нам понимание многих биохимических и физиологических механизмов памяти.

Появились научные работы, связывающие процесс запоминания с электрохимической активностью мозга, а также реакциями, которые протекают внутри его клеток. Удалось доказать, что формирование долговременной памяти связано с активностью и изменением структуры ДНК и РНК нейронов. Стало очевидно, что именно биохимический уровень – основа формирования воспоминаний.

Психофизиология и сегодня является наиболее передовой дисциплиной в изучении механизмов памяти. Хотя, изучение этого интереснейшего феномена ведется на всех «фронтах»: психологическом, биохимическом, нейронном.

Оцените статью
Tricky brain
Добавить комментарий