Топ-100

Развитие личности: что влияет на этот процесс, как он обычно протекает?

как формируется личность Саморазвитие

Что такое личность человека? Ученые пока не могут дать ответ на этот вопрос. Психологическая наука имеет около пятидесяти теорий на этот счет. Не меньшую загадку представляет собой и процесс формирования личности. Мы пока не знаем, как развитие личности в процессе жизни происходит, какие механизмы в этом участвуют.

Единственное, в чем уверены психологи: процесс этот всегда является уникальным. Каждый человек проходит свои этапы формирования, на него действует собственное сочетание факторов, которое никогда не существовало до его рождения индивидуума и не появится после. Именно эта уникальность объясняет, почему одни люди такие разные. Одни являются успешными и любимыми, а другие несчастными и не могут реализовать себя.

Чтобы разобраться в проблемах конкретного человека, нужно знать факторы, которые влияли на формирование его личности, понимать, как происходил процесс развития, из каких этапов он состоял. Подобное знание поможет найти причины многих проблем, которые человек «тащит» из своего прошлого.

Формирование личности: факторы и фазы

Становление личности человека – это процесс формирования определенных качеств характера. Наибольшее влияние на него оказывает семья и окружение ребенка. Однако есть и другие факторы, которые также весьма важны для формирования и развития личности:

  • Семья и родители. Родители – самые главные люди в жизни человека. Ребенок, взрослея, копирует стили их поведения, типичные реакции, их идеалы и ценности. В семье закладываются представления о справедливости. Позже наставления родителей превращаются в своеобразный внутренний голос, который направляет человека – или мешает ему – всю дальнейшую жизнь. Семья определяет самые базовые установки индивида. Неудивительно, что в счастливых и благополучных семьях вырастают успешные и гармоничные личности, а нерешенные детские проблемы способны преследовать человека до самой старости.
  • Генетические особенности. Кроме семьи и воспитания, огромную роль в становление личности человека играют его генетические особенности. На свете нет двух одинаковых людей – каждый из нас рождается с уникальным набором генов. Они определяют наш облик, состояние здоровья, темперамент, работу нервной системы. Многие психические заболевания также передаются по наследству.
  • Личностный опыт. Развитие личности в процессе жизни происходит под влиянием полученного опыта. Каждое событие затрагивает наш внутренний мир. Некоторые из них могут кардинально изменить человека, сломать его или, наоборот, поспособствовать духовному развитию.
  • Культурные и национальные особенности. Огромное влияние на становление личности оказывает культурная среда, в которой развивается человек. Ребенок бессознательно копирует поведения людей, окружающих его. Например, люди в южных странах более эмоциональны, активны, общительны. У каждого народа или социальной группы есть свои моральные и нравственные ценности, культурные особенности. Все это прививается ребенку с малых лет. Формирование его личности, по сути, происходит во время вхождения в свою социальную группу, которое невозможно без принятия ее правил и поведенческих установок.

процесс формирования личности

С факторами развития связано понятие «агенты социализации». К первичной социализации причастны родители, родственники, друзья, наставники. К вторичной – социальные и государственные институты: церковь, службы, различные общественные организации. На ранних этапах определяющую роль играют агенты первой группы, на последующих – второй.

Еще одной классификацией факторов развития индивида является разделение их на внешние и внутренние, биологические и социальные. Внутренние – это особенности самого человека, обусловленные его генотипом, внешние – воздействия на него других людей, каких-то жизненных обстоятельств.

Развитие личности в процессе жизни происходит через несколько этапов. В психологии выделяется несколько фаз формирования личности:

  • Адаптация. На этом этапе человек стремится принять нормы и формы общности, в которой он находится. Он пытается стать своим, превратиться в часть большой группы.
  • Индивидуализация. Данный этап – попытка проявить собственную индивидуальность. Индивид уже смог войти в общность, закрепиться в ней, теперь его задача – успешно проявить свои особенности, персонализироваться, выделиться из общей группы.
  • Интеграция. Данная фаза определяет отношения личности и общества, в котором она находится. Индивид пытается согласовать уникальные индивидуальные качества с обществом, проявить себя, добиться успеха и признания. Он стремится стать полезным для социума, получить его признание. Далеко не всегда это получается – иногда человек не может приспособиться к требованиям социума, в других случаях общество не понимает и отвергает его.

Если эти этапы процесса становления личности не пройдены, то начинает регресс и дезинтеграция. Либо общество отвергает человека, либо он сам уходит от него. Данный деструктивный процесс не является необратимым – индивид может повторно пройти ту или иную фазу. В этом случае процесс развития личности будет продолжен.

Успешное прохождение фаз развития позволяет человеку успешно социализироваться, открывает ему путь к самореализации.

Еще больше полезных материалов читайте в нашем блоге.

Какие этапы проходит человек в своей жизни?

Пока не существует единой теории формирования личности. Самые известные и распространенные концепции принадлежат психологам Эльконину и Эриксону. По Эльконину личность человека формируется в основном в раннем возрасте, и происходит это в несколько этапов:

  • Младенческий возраст. На этом этапе ребенок непосредственно общается со своими взрослыми родителями.
  • Ранее детство. Ребенок обучается взаимодействовать с самыми простыми предметами.
  • Дошкольный возраст. Ребенок пытается усвоить социальные роли в простой игровой форме.
  • Младший школьный возраст. На этом этапе формирование личности определяет учебная деятельность.
  • Подростковый возраст. Первый опыт интимного общение со своими сверстниками.

Теория, предложенная Эриксоном, гораздо сложнее. Этот ученый полагал, что развитие личности в процессе жизни происходит не только в детстве, но и в зрелые годы. Заканчивается этот процесс только со смертью индивида. В процессе становления человек переживает ряд кризисов, которые могут пройти нормально или же привести к проблемам в будущем. В эти периоды самоидентификация человека ослабевает. Вот стадии становления личности по Эриксону:

  • Первый год жизни человека. В этот период наиболее важна роль родителей. Именно через них ребенок узнает, добр окружающий мир или нет.
  • От года до трех лет. В данный период происходит становление уверенности в себе и самостоятельности.
  • От трех до пяти лет. Закладывает такие качества, как активность, инициативность, любопытство. При неблагоприятном развитии событий их может заменить пассивность, чувство вины и безразличие к миру.
  • От пяти до одиннадцати лет. Ребенок впервые пытается ставить цели и достигать их. На этом этапе закладывается способность решать жизненные задачи, развивается трудолюбие, упорство, коммуникативные навыки. Если формирование личности нарушается, то у человека развивается комплекс неполноценности, апатия, ощущение бессмысленности и тщетности усилий при решении жизненных задач.
  • Двенадцать – восемнадцать лет. В этот период происходит самоопределение подростка. Он строит планы на будущее, определяется с профессией, формирует свое мировоззрение. При нарушении этих процессов происходит самоизоляция, снижение активности, появляются проблемы с самоопределением. Подросток прячет свою индивидуальность, боится ее. Он пытается быть «как все», отказывается от личных установок.
  • От двадцати до сорока пяти лет. Человек ищет свое место в обществе: работает, создает семью, заводит детей. От этих действий он получает чувство удовлетворенности. На этом этапе становления личности семья опять выходит на первый план, только теперь она не родительская, а собственная. При нарушениях развития на данном этапе появляется склонность к самоизоляции, страх близких отношений или неразборчивость в них.
  • От сорока пяти до шестидесяти лет. Этот этап развития называется у Эриксона «средней зрелостью». Он предполагает дальнейший личностный рост – это настоящее время свершений. В этот период человек воспитывает детей, выходит на пик карьеры, достигает максимальных высот в своей профессии. Он уважаем друзьями и коллегами, любим в семье. Если этот этап проходит нормально, то человек продолжает развиваться и работать над собой. В противном случае неизбежно погружение в себя и уход от реальности.

После шестидесяти лет человек начинает подводить итоги своей жизни.

Развитие личности в психологии

Процессы становления личности чрезвычайно интересуют психологов. Причем здесь есть два подхода. Если изучение периодов формирования, разработка новых подходов и критериев – дело теоретической психологии, то практиков больше интересует, как можно повлиять на эти процессы, а при необходимости исправлять те или иные нарушения.

Существует множество проблем, которые человек «тащит» с собой из детства. Понять, что и как пошло не так, каким образом исправить деструктивные установки, заложенные в человека много лет назад, – вот истинная задача психотерапевта. Для корректировки нарушений развития личности используются психологические техники, тренинги личностного роста, духовные практики.

Естественно, что практика невозможна без теории, поэтому так важно понимать, как формируется личность.

Еще можно добавить, что весьма популярная популярное сегодня понятие «личностный рост» применимо только к здоровому человеку. Проблемы требуют коррекции, и психология развития личности в данном случае подходит плохо.

как формируется личность

Что такое развитие личности или как найти свою индивидуальность?

Чтобы говорить о личностном росте, сперва нужно понять, что такое личность, и как она формируется. Чем человек отличается от других живых существ, какие потребности он должен удовлетворить в первую очередь?

Человек имеет двойственную природу. С одной стороны, мы являемся биологическими объектами, представителями вида Homo sapiens. С другой стороны, человек – это социальное существо, он живет в обществе и подчиняется его законам. Развитие личности в процессе жизни происходит под воздействием социума, вне его этот процесс невозможен.

Личность – это продукт социокультурной жизни, ее развитие связано не с уровнем интеллекта или физическим совершенством, а с самоидентификацией и моральными качествами.

Потребности индивида, без которых его духовное развитие невозможно, хорошо отображены в пирамиде Маслоу. Сначала следует удовлетворить наиболее простые из них, только потом можно говорить о саморазвитии и духовном росте.

Уровни развития

Существует множество классификаций развития личности. Мы приведем концепцию, предложенную российскими учеными Невирко и Немировским. По их мнению, развитие личности в процессе жизни происходит через следующие уровни или этапы:

  • Выживание. Это базовый инстинкт любого живого существа – стремление к сохранению целостности своего тела.
  • Размножение. К данному уровню относится не только животное стремление к передаче собственных генов, но и удовлетворение материальных потребностей – желание, свойственное каждому человеку.
  • Управление. Способность решать жизненные задачи, отвечать за собственные поступки.
  • Чувства. Познание таких возвышенных чувств, как любовь, сострадание, милосердие.
  • Совершенство. Открытие своего творческого начала, стремление к созиданию.
  • Мудрость. Потребность в самосовершенствовании, органичное сочетание духовности и интеллекта.
  • Просветление. Ощущение гармонии и счастья, приоритет духовного развития.

Все эти уровни являются последовательными. Нельзя пройти вперед, перепрыгнув через ступеньку. Также невозможно получить подобные навыки и знания из книг – они приходят вместе с жизненным опытом. Человека, застрявшего на каком-то уровне, жизнь постоянно будет приводить в одним и тем же ситуациям. Обычно развитие личности в процессе жизни происходит под воздействием каких-то особых обстоятельств.

Развитие личности всегда начинается с более низких, «животных» уровней. Не следует полагать, что они менее важны, чем поиск просветления или мудрости. Нельзя заниматься духовным развитием, не умея минимально организовать свою жизнь. Думать о созидании или творчестве следует после достижения нормального материального положения.

Одним из самых сложных этапов для современного человека является отказ от эгоизма и эгоцентризма, «прокачка» своих эмпатических способностей.

Движущиеся силы развития личности

Любое изменения в себе – это выход из зоны комфорта. Как правило, развитие личности в процессе жизни происходит при выходе индивида из своего привычного окружения, что заставляет его по-другому воспринимать привычные вещи, действовать и мыслить иначе.

Есть несколько процессов, которые обычно сопровождают периоды личностного роста. К ним относятся:

  • Обособление. Человек понимает и принимает свою индивидуальность.
  • Идентификация. Индивид начинает изучать себя, он ищет аналоги в окружающем мире.
  • Изменение самооценки. У человека возникает потребность пересмотреть свое место в обществе.

Обычно подобные механизмы способны запустить тектонические процессы в сознании.

Оцените статью
Tricky brain
Добавить комментарий